Ведомственная централизация закупок
Нормативным основанием такого вида централизации являются ч. 5 ст. 26 и ч. 4 ст. 112 Закона о контрактной системе. До 1 января 2017 г. каждый федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления вправе принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений). После наступления указанной даты данное право заказчиков становится их обязанностью. При этом предусмотрено несколько способов осуществления полномочий заказчика:
- осуществление данными органами полномочий на:
- определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;
- планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в т. ч. с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков;
- наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;
- наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в т. ч. с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и соответствующих муниципальных заказчиков;
- осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно.
Таким образом, каждое ведомство имеет возможность самостоятельно централизовать закупки своих подведомственных учреждений, выбирая наиболее оптимальную модель и исходя из специфики отрасли.
Необходимо отдельно подчеркнуть, что к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии со ст. 26 Закона о контрактной системе, применяются все положения закона, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.